Хотя это пока только законопроект, сложно представить, чтобы он не был одобрен и принят парламентом – «Национальным собранием», который фактически не является независимой ветвью власти – скорее обслуживающим исполнительную власть во главе с одним человеком.
Что конкретно предусматривает законопроект «о пропаганде нетрадиционных отношений»? Какие формулировки в нём особенно расплывчаты или опасны с юридической точки зрения?
Новый законопроект вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях и вводит новые статьи, в том числе ст. 19.16 «Пропаганда гомосексуальных отношений, смены пола, бездетности, педофилии».
Он предлагает административное преследование за:
«Распространение в любой форме информации в целях формирования у граждан представлений о привлекательности гомосексуальных отношений, смены пола, бездетности или о признании педофилии допустимой».
С юридической точки зрения опасна каждая часть этой формулировки:
«Распространение»
Сразу вызывает ассоциации с основным инструментом политически мотивированного административного преследования — ст. 19.11 КоАП «Хранение и распространение экстремистских материалов».
По аналогии власти могут трактовать «распространение» предельно широко: как лайк, репост, пересылку в личные сообщения того, что, по мнению властей, «формирует представления о привлекательности» ЛГБТК+ прав.
Опыт со ст. 19.11 показывает, что попасть в ИВС можно буквально за одно действие в интернете — например, за репост или лайк материала, который включён в список экстремистских. Этот список раздут до почти 1800 страниц документа WORD. А новая статья создаёт ту же правовую ловушку, но опуская этап признания чего-то «экстремистским»: чтобы наказать представителя ЛГБТК+, достаточно будет просто написать, сказать, лайкнуть, отправить или поделиться.
«В любой форме»
Фактически охватывает все способы выражения мнения, которые защищаются правом на самовыражение, включая устную речь, публикации в соцсетях, личные блоги, произведения искусства или лекции.
Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. (Международный пакт о гражданских и политических правах)
«Формирование представлений о привлекательности гомосексуальных отношений, смены пола, бездетности»
Ключевой элемент — субъективен и непроверяем – любая позитивная или нейтральная информация о ЛГБТК+ или жизни без детей может быть признана «формирующей привлекательность». Нет никаких сомнений, что такая формулировка имеет целью легализовать произвольные преследования уязвимых групп или просто за свободу выбора.
«…или о признании педофилии допустимой»
Включение педофилии в один ряд с ЛГБТК+ и бездетностью — намеренная манипуляция, формирующая ложную связь между разными и несопоставимыми явлениями.
Это направлено именно на стигматизацию и усиливает дискриминацию ЛГБТК+ людей.
Какие действия или материалы могут быть квалифицированы как «пропаганда»? Попадают ли под это, например, посты в соцсетях, рассказы о квир-опыте, статьи или фото с радужным флагом?
За счет того, что формулировка всеобъемлющая («в любой форме») и намеренно расплывчатая, потенциально любые действия и материалы по теме могут быть квалифицированы как пропаганда.
Такой подход — сознательная стратегия властей. Они продолжают создание правовой базы с размытыми формулировками, чтобы выборочно преследовать людей, которые им не нравятся, и запугивать остальных, до кого еще не дошли. Тот же подход давно используется в антиэкстремистском и «антитеррористическом» законодательстве, особенно под предлогом защиты «национальной безопасности».
На практике это может затрагивать, но не ограничиваться следующими действиями:
- Лайк или реакция в соцсетях под постом о правах ЛГБТК+ или позитивной истории каминг-аута.
- Использование эмодзи 🌈, 🏳️🌈, ❤️🔥 в комментариях
- Пересылка мемов, песен, цитат или новостей (любого квир-арта и культуры) в личные сообщения друзьям или в чат, даже закрытый.
- Ношение аксессуаров с символикой Pride или феминистских инициатив — может быть расценено как публичная демонстрация «привлекательности» ЛГБТК+.
- Фотография или селфи с флагом на телефоне или дома.
- Обсуждение без осуждения: например, если вы рассказываете, что знаете счастливую ЛГБТК+ семью, и это вызовет «формирование позитивного образа».
Кто находится в зоне риска? Может ли закон затронуть журналист_ок, автор_ок образовательного контента, блогер_ок, ЛГБТК+ активист_ок — в том числе находящихся в эмиграции?
Логика этой статьи строится на том, что ЛГБТК+ люди и сама идея свободы выбора — это угроза. Задача нормы очевидна: перекрыть кислород любым голосам по защите прав ЛГБТК+, выбора жить без детей или смены пола, лишив персон возможности говорить о себе, делиться историями, снижать уязвимость и разрушать стереотипы. Интеграция и снижение дискриминации в отношении ЛГБТК+ персон возможны только через информирование общества и просветительские инициативы – это база.
Между тем, по статистике, около 10% населения мира — ЛГБТК+, значит, в Беларуси плюс-минус 1 миллион человек принадлежат к этой группе, чьи права намереваются еще больше ограничить на законодательном уровне.
Ответственность устанавливается для людей до 20 БВ (840 б.р на сегодняшний день) и до 100 БВ (4200 б.р.) – для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также более строгая, если несовершеннолетние были ознакомлены с такой информацией – от 20 до 30 б.в. (до 1260 рублей) или общественные работы, или административный арест для людей или 100-200 БВ (до 8400 б.р.) – для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Может ли человек, живущий за пределами Беларуси, но публикующий открытые материалы на ЛГБТК+ тематику, быть привлечён по этому закону? Особенно если его контент читают/смотрят беларусские подростки.
Может, суды по административным делам могут проходить в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс. Это значит, что если в отношении человека пройдет суд, назначат штраф, то впоследствии при неуплате штрафа может быть принудительное взыскание штрафа и определенного процента от суммы штрафа за работу судебных исполнителей. Это тревожно, если у человека есть имущество в собственности в Беларуси.
Стоит ли автор_кам сейчас удалять старые публикации или ограничивать доступ к квир-контенту? Насколько это действительно снижает риск?
Если вы опасаетесь преследования и хотите снизить риск, то стоит их удалить хотя бы после вступления закона в силу, что может произойти уже осенью.
Если по закону, то такие публикации имеют место до вступления закона в силу, а потому за них привлекать к ответственности нельзя: закон обратной силы не имеет. Однако на практике по политически мотивированным делам, этот принцип часто нарушается. В частности, ст.19.11 КоАП: «хранение и распространение экстремистских материалов» применяется, даже если человек лайкал или пересылал материалы до признания их экстремистскими. То же самое было замечено и с донатами, сотрудничеством с экстремистскими формированиями и тд.
Нарушает ли законопроект международные обязательства Беларуси и базовые права человека? Есть ли основания для обжалования или правовой защиты?
Законопроект с предложением данной статьи нарушает ряд обязательств Беларуси по уважению, защите и выполнению базовых прав человека.
Принятие законопроекта будет создавать условия для систематического нарушения как минимум: свободы выражения мнения, права на частную жизнь, свободу от дискриминации.
Эти права гарантированы Конституцией Беларуси и являются обязательными к исполнению в силу подписания Беларусью Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).
А также государство демонстрирует полное игнорирование стандартов прав человека, являющихся мягким правом, то есть рекомендованных к исполнению. Например, Джокьякартские принципы как ключевой документ по применению существующих прав человека к ЛГБТК+ людям, в особенности Принцип 19:
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение вне зависимости от сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Это право включает самовыражение личности посредством речи, поведения, одежды, физических особенностей, выбора имени или любыми иными способами, а также право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи всякого рода, в том числе касающиеся прав человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, любыми способами и независимо от государственных границ.
На ограничение этих прав данной статьей можно и стоит жаловаться как внутри Беларуси, так и за ее пределами. Внутри Беларуси – обжаловать постановление суда. Исчерпание эффективных внутренних средств правовой защиты (достаточно одного вышестоящего суда в нашем случае) даст возможность подавать индивидуальные жалобы в Комитет ликвидации дискриминации в отношении женщин. Несмотря на то, что в названии комитета только женщины, они могут рассмотреть обращения всех персон, которые столкнулись с дискриминацией на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Также свои индивидуальные кейсы можно направлять Специальным процедурам ООН (например, Специальному докладчику по свободе выражения мнения, Беларуси или по вопросам ЛГБТК+).
Если такая необходимость возникнет, то юрист_ки ПЦ «Вясна» могут помочь, если обратитесь к ним в Telegram @zvarot96.
Вика Руденкова, юристка ПЦ «Вясна»