В этом интервью 24-летняя Ларс делится своей вдохновляющей историей о поиске себя, принятии своей гендерной идентичности и о том, как творчество помогло ей на этом пути.
Миграция и поиск нового дома
— Ларс, когда и почему ты решила покинуть Беларусь?
— Я уехала из Беларуси в 2018 году, когда мне было 18 лет. Гродно, мой родной город, стал для меня местом, где я не могла быть собой. Ограничения, которые накладывало окружение, давили на меня. Родители, родственники, даже друзья не понимали и не принимали меня. Я чувствовала, что нужно двигаться дальше и развиваться, поэтому приняла решение переехать в Израиль.
— Почему выбор пал именно на Израиль?
— До этого я также путешествовала по Польше и Литве, но Израиль казался самым логичным выбором благодаря моим еврейским корням. Я репатриировалась по специальной программе, в рамках которой нас поселили в большой лагерь, где жили другие репатрианты из России, Беларуси, Украины и других стран. В этом общежитии, где жило около 100 человек, я познакомилась с множеством людей.
Жизнь в Израиле
— Как проходила твоя адаптация в Израиле?
— Программа репатриации была направлена на подготовку к жизни в Израиле. Нас учили языку, помогали с поступлением в университет, организовывали творческие занятия и экскурсии по стране. Хотя я обрела большую свободу, эта свобода оказалась иной — рядом с тобой происходят военные действия, и невозможно расслабиться. Постоянное чувство тревоги оставалось, несмотря на наличие хорошей системы противоракетной обороны.
— Сколько лет ты прожила в этой стране, и кто поддерживал тебя все это время?
— За 5 лет в Израиле я жила в разных городах, включая Хайфу и Тель-Авив. Израиль — страна сплоченная, и, где бы ты ни был, всегда найдешь знакомых. Друзья с программы помогли мне найти работу, что облегчило адаптацию.
— Почему ты решила уехать из Израиля?
— 7 октября 2023 года я проснулась после вечеринки и узнала, что в Израиле началась война. Я поняла, что не хочу жить в условиях постоянной угрозы и приняла решение переехать. Казалось, что я многое теряю, и мне необходимо путешествовать больше, изучать мир. Два месяца я провела в Праге у подруги, чтобы собраться с мыслями, а затем переехала в Варшаву и осталась там.
Гендерный переход
— В какой момент ты решила начать гендерный переход?
— Я всегда ощущала, что живу не в своём теле, и это мешало мне открыться миру, подавляло мою сексуальность. В 10 лет я осознала, что мне нравятся парни. Принятие себя оказалось долгим и трудным процессом, так как рядом не было той поддержки, в которой я нуждалась. Поэтому я начала свой гендерный переход только, когда мне было 23 года.
— Как отреагировали твои родители?
— Реакция мамы на мой переход была сложной. Она переживала из-за вреда здоровью и нарушала мои личные границы. Я пыталась объяснить ей, что это мой осознанный и самостоятельный выбор, что я принимаю риски этой процедуры. Однажды, когда и ей выписали гормоны по медицинским показаниям, я пошутила, что мы как «лучшие подружки» и будем поддерживать друг друга в гормональной терапии. Она ответила, что ей это нужно для здоровья, а мне — чтобы стать «инвалидом» (корректное выражение — «человек с инвалидностью»). Это был очень неприятный момент в наших отношениях, но со временем мама приняла мой выбор, также я нашла поддержку в новом окружении.
Творческий путь
— Как начинался твой творческий путь?
— Мой творческий путь начался ещё в детстве. Мама предложила мне заняться театром, и у меня сразу загорелись глаза. Я начала посещать занятия в театральной группе, и первое, что нам сказали: «Теперь вы собаки». Мы гавкали и бегали по залу двадцать минут, и сейчас бы это, наверное, назвали занятиями квадробикой. Это были не только практические занятия или чтение стихов — наш коллектив ставил настоящие театральные постановки, с которыми мы выступали не только в Беларуси, но и за границей.
— Я до сих пор с трепетом вспоминаю запах класса, в котором мы занимались — такого я больше нигде не чувствовала.
— Какую роль в твоей жизни играет музыка?
— Музыка — это то место, куда я прихожу, чтобы выразить свои эмоции, неважно, хорошо мне или плохо. Это моя страсть, которой я занимаюсь с детства до сих пор. Я чувствую, что была рождена для этого. В младших классах к нам подошла учительница из музыкальной школы и предложила занятия, на которые я без раздумий записалась. Я была настроена серьёзно и самостоятельно пришла на вступительные экзамены. Моей первой творческой работой в музыкальной сфере стало написание сопровождения к стихам подруги. Затем я изучала программы, даже несмотря на отсутствие ресурсов. Я просила друзей и знакомых одолжить оборудование, училась у них, брала инициативу в свои руки.
В Израиле я продолжила обучение, изучала, как писать электронную музыку, и брала вокальные уроки в лагере репатриантов.
— Как ты видишь своё будущее в творческой сфере?
— Я уже выпустила совместный альбом с другим беларусским музыкантом «Modern Wendigo» в жанре инди-поп и работаю над своими следующими релизами.
Совет тем, кто ищет себя
— Какой совет ты бы дала тем, кто планирует или начал гендерный переход?
— Если вам кажется, что это нереально, если вы не видите поддержки или не уверены в своих ощущениях — не бойтесь говорить об этом открыто, обращаться к психологам и специалистам. Открытость и честность — это суперспособности, которые помогут решить свои проблемы и привлекут правильных людей в ваше окружение. Я рада, что теперь вокруг меня именно такие люди, которые принимают и поддерживают меня.
Верю, что творчество объединяет людей вне зависимости от нации или расы, а ты?