Можно ли определить по голосу, кто перед вами: парень или девушка, мужчина или женщина? Или, быть может, небинарная персона, чью идентичность сложно однозначно отнести к какой-то определённой категории? Мозг строит образ на основе визуального представления о человеке, но голос в этом образе играет не меньшую роль, чем внешность. Что если человек, которого вы по внешним признакам воспринимаете как мужчину, начнёт говорить высоким, мягким и мелодичным голосом, а человек, воспринимаемый как женщина, обратится к вам монотонным, тяжёлым басом? Паззл может не сложиться, стереотип будет сломан, удивление и непонимание наверняка заставят вас на мгновение остановиться и осознать произошедшее.
От чего меняется наш голос?
Во время пубертата под воздействием гормонов с голосовым трактом человека происходят практически необратимые изменения: тестостерон вызывает рост голосового тракта как в объёме, так и в длину. Влияет он и на женские голоса, и на мужские, но в первом случае его количества недостаточно, чтобы значительно огрубить и «маскулинизировать» голос, чего не скажешь о мальчишеских голосах. И если гормоны уже успели сделать своё дело, то может показаться, что с изменённым голосом придётся прожить всю оставшуюся жизнь. Но это не так! Да, отсутствие или наличие выступа гортани так просто не исправишь — это больше визуальная составляющая — но непосредственно звучание голоса вполне поддаётся изменению и модификации даже без дополнительного воздействия гормонов. Стоит отметить, что приём эстрадиола не окажет никакого влияния на размер голосового тракта, в то время как приём тестостерона будет условно соответствовать воздействию тестостерона в пубертате у цисгендерных мальчиков, т.е. голосовой тракт будет постепенно увеличиваться в размере.
Знакомые с актёрским мастерством могут представлять себе ошеломляющее разнообразие голосов и персонажей, которых некоторые могут этими голосами озвучивать. Но область модификации голоса не ограничивается этой профессиональной сферой, ведь если речь идёт о перманентной голосовой дисфории у трансгендерных и небинарных людей, то тут уже не до озвучки: на кону сам факт вербального общения, определяющийся желанием или нежеланием слышать собственный голос и демонстрировать его окружающим, что может обернуться длительным молчанием, слабостью голоса и недостаточной развитостью разговорного навыка в целом. И тем не менее, из ситуации есть выход: через регулярные осознанные тренировки и работу с собственным голосом.
От теории к практике
Тема модификации голоса в трансгендерном сообществе далеко не нова, ведь и сами трансгендерные люди существуют не одно и не два столетия. С появлением интернета доступ к информации по теме изменения голоса значительно упростился: появилась возможность обмениваться помощью, информационными ресурсами, появились голосовые терапевты, ориентированные именно на трансгендерных и небинарных людей, их голоса и их потребности. Наибольшее количество информационных ресурсов в сети представлено на английском языке, что для жителей многих стран является проблемой из-за наличия языкового барьера. Немало также голосовых терапевтов и вокальных преподавателей общей направленности, которые не углубляются в тематику модификации голоса в контексте трансгендерных и небинарных людей, т.е. найти узконаправленных специалистов может оказаться не самой простой задачей, ведь многие из них могут попросту не иметь опыта общения и работы с такими людьми, не осознавать их проблем, потребностей и особенностей.
За последнее десятилетие наибольшую популярность в сети получил YouTube-канал «TransVoiceLessons» с большим количеством материалов по теме модификации голоса на английском языке. Zheanna (создательница канала) даёт частные уроки и платные консультации как сама, так и со своей командой. И это лишь один из многих ресурсов по теме модификации голоса: свои опытные преподаватели есть во многих странах, в частности оттого, что эта отрасль относительно молодая и не требует какой-либо строгой сертификации и профессионального образования. Но даже если с восприятием английской речи трудностей нет, для многих может оказаться проблемой постоянно растущее количество теоретического и практического материала по теме голоса — при условно схожих методиках и подходах к объяснению процессов модификации голоса. Кто-то находит большое количество информации избыточным, перегружающим и обескураживающим: непонятно, с чего начать, что конкретно делать, как заниматься, какие видео смотреть, к кому обращаться за помощью, как вообще подступиться к собственному голосу, который из-за дисфории порой не используется большую часть времени в принципе? Нужно ли штудировать всю теоретическую базу, чтобы освоиться с собственным голосом, нужно ли досконально изучать анатомию, чтобы знать, какими мышцами и тканями управлять для получения результата?..
А какого, собственно, результата? Немалое количество людей променять свой имеющийся голос на что угодно, «лишь бы не звучать как сейчас», не имея хоть сколько-нибудь чёткого представления о том, каким они хотели бы слышать собственный голос. Сложно понять, что нужно человеку без даже минимальных ориентиров, над чем конкретно нужно работать, чему уделять внимание и к какому звучанию хочется стремиться. В некоторых случаях люди готовы на хирургическое вмешательство, чтобы так или иначе изменить размер голосового тракта — и это тоже является неплохим вариантом, при котором, правда, есть свои риски и ограничения, а также своя цена, при этом нет стопроцентной гарантии результата. Впрочем, тему операций лучше раскрывать отдельно.
Для неуверенных в себе часто большую проблему при работе с голосом представляет отсутствие комфортных условий, в которых можно было бы безбоязненно заниматься, не опасаясь порицания со стороны, неуместных комментариев и внимания окружающих в целом. Если голосовая дисфория сама по себе демотивирует и отбивает желание тренироваться, то о какой практике может идти речь? Слышать собственный неидеальный голос может быть тяжело и неприятно, а учитывая, что в процессе работы с голосом можно совершить немало ошибок (но и немало открытий!), связанных с порой достаточно неприятным звучанием собственного голоса, можно и вовсе воскликнуть «у меня ничего не получается, а когда занимаюсь, то звучу противно и мерзко, лучше не становится, какой смысл, лучше буду и дальше молчать!» — и никто не вправе их осудить. Но что, если в какой-то момент времени благоприятные условия для занятий найдутся? Если появятся люди, которые не будут осуждать, но будут морально поддерживать и помогать в процессе? Если найдутся сильные мотивирующие примеры успешной модификации голоса, а то и желающие персонально поработать и направить в желаемом направлении? Все эти факторы могут значительно облегчить процесс изменения голоса просто потому, что благоприятно скажутся на ментальном состоянии и позволят по-другому взглянуть на процесс борьбы с собственной голосовой дисфорией. Безусловно, при наличии какого-либо музыкального багажа, навыков актёрского мастерства и уверенной работы с голосом в прошлом процесс также будет легче, но даже не имея ничего из вышеперечисленного в своей биографии, можно выработать необходимые для модификации голоса навыки — быть может, медленнее и затратнее по времени и ресурсам, но ничуть не менее продуктивно и результативно.
С чего же можно начать собственное путешествие, кроме как с погружения с головой в теорию и детальные объяснения физиологии и процессов работы элементов модификации голоса? Некоторые достаточно грамотно советуют начать не с теории, не с практики, а с осознанного наблюдений за тем голосом, что имеется здесь и сейчас. Уделить внимание имеющемуся голосу, каким бы он ни был, научиться слушать его и слышать качества звучания (а также эти качества различать и давать им оценку) может оказаться намного полезнее в долгосрочной перспективе, поскольку за счёт изучения собственного голоса нарабатывается база, вырабатывается привычка слышать и анализировать, а также приходит понимание того, что происходит в голосе в целом, не говоря о том, что может выработаться так необходимое направление, вектор развития собственного голоса. Наблюдение включает в себя также умение слушать и слышать голоса вокруг, а также способность их анализировать — в частности слушать голоса, которые нравятся, слушать людей, чьи голоса нравятся, искать те самые образцы, идеалы, примеры голосов, к которым хочется стремиться, которым хочется подражать и чьи качества звучания ближе всего.
Безусловно, это непросто, и опыт наблюдения и анализа собственного голоса и голосов вокруг будет накапливаться только со временем. Можно представить такой процесс обучения как своеобразный цикл: сначала идёт стадия наблюдения и слушания, затем происходит анализ этой информации, чуть более глубокое копание в теории и практике для лучшего понимания и осознания услышанного, после чего наблюдения и слушания даже тех же самых голосов выходят на новый уровень с учётом приобретённого опыта — и так до бесконечности. Говоря о теме исследования собственного голоса, хочется отметить, что бросаться сразу в практику без навыка работы с уже имеющимся голосом может иметь неприятные последствия (не физического характера!), поскольку навык работы с уже имеющимся голосом ещё не выработан, т.е. понимать, что делать, как, для чего и зачем, будет намного сложнее, ведь этих механизмов нет в устойчивой форме даже в «старом» голосе, соответственно искать эти качества в новом голосе придётся без какой-либо опоры и опыта.
Ещё один важный этап в процесс работы с голосом это разогрев. Не нужно иметь богатого вокального опыта, достаточно просто знать, какие упражнения делать, и держать в голове базовую технику безопасности — в большинстве своём упражнения на разогрев голоса распространяются на любые профессиональные голосовые сферы, будь то вокальная работа, дикторская или актёрская. Через упражнения на разогрев голоса опять же можно наработать собственную базу опыта обращения с имеющимся голосом и — с помощью референсных голосов, личных эталонов и примеров для подражания — выстроить понимание того, каким хочется видеть собственный голос в перспективе.
При работе с собственным голосом очень важно помнить, что всё индивидуально. Все голоса разные, все начинают с разных стартовых точек и с разным набором практического и теоретического багажа. Кто-то умудряется модифицировать собственный голос за считанные месяцы, у других уходят годы — в частности на поиски собственного комфорта и возможностей заниматься. Работа над собственным голосом это не спринт, а скорее марафон. Волшебного переключателя не существует, и, увы, даже хирургическое вмешательство не является панацеей. Главное — не отчаиваться, верить в себя и раз за разом возвращаться с новыми силами, помня, что прогресс нелинеен и является субъективным для всех и каждого.
И напоследок важно сказать, что голос — безумно мощный инструмент, который способен сильно преобразить жизнь. Пластичный как глина голос через терпеливую и осознанную практику может стать настоящим личным произведением искусства, достижением, достойным собственной гордости. Кто знает, быть может, именно ваши голоса однажды станут эталоном звучания и светом мотивации для тех, кто только начинает путешествие..?